«У каждого рынка есть свои особенности»
Луис Альбертини (Redfern Partners) о том, как работает консалтинг в стартап-сфере
«У каждого рынка есть свои особенности»

Традиционно всех предпринимателей можно поделить на две части. Одни создают продукт и стремятся решить какую-то проблему рынка. О заработке они думают в последнюю очередь. Вторые – хотят заработать и поэтому ищут решения для рынка. Нельзя сказать, что кто-то из них делает что-то неправильно, но подход у каждого разный.

«Если у тебя есть стремление сделать бизнес, то во время трудностей ты просто подумаешь, что, наверное, так и должно быть и двигаешься дальше. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть заработать, но если у тебя нет мотивации, то при первых сложностях ты забросишь начатое»,- говорит Луис Альбертини, основатель Redfern Partners, когда мы оказываемся у него в офисе. Молодой предприниматель приехал в Казахстане из США и решил помогать стартапам строить бизнес-модель, находить аудиторию и выходить на рынок. Мы поговорили с ним о том, как работает консалтинг в стартап-сфере и с каких шагов предпринимателю нужно начинать строить бизнес.

- Почему для консалтинга вы выбрали именно казахстанский рынок?

- До того, как приехать сюда, в США я работал в компании Steelcase. Компания занималась запуском своих продуктов по всему миру. Это был огромный опыт и когда я приехал в Казахстан, то мне показалось, что могу применить свой опыт на местном рынке. Здесь есть крупные консалтинговые компании – PWC, KPMG, McKinsey, но они сконцентрированы на оптимизации, инженерных проектах или проектах из нефтегазовой области. На другой стороне есть бизнес-тренеры и коучи, которые мотивируют тебя, но не могут пройти с тобой весь путь от начала до запуска стартапа. Мы находимся где-то посредине.

- Как работает консалтинг в стартап-сфере?

- Консалтинговый подход к стартапам не такой, как в к традиционных компаниях. Прежде всего, мы запускаем проект на рынок. Если у кого-то есть идея, он может прийти к нам и мы вместе выстроим работающий бизнес. Каждую неделю у нас проходят воркшопы, которые нацелены на то, чтобы предприниматели могли построить и управлять собственным бизнесом. Мы бы хотели научить их этому, а не просто показывать для них слайды из презентации.

- Можете ли вы назвать сферы рынка для стартапов, которые наиболее перспективны сейчас?

- Люди всегда ждут, что кто-то направит их и скажет, в какой области перспективней развиваться, например, Big data, AI или что-то еще. Это не самый лучший способ поиска подходящей для тебя ниши. Тут все зависит от потребностей рынка в том или ином продукте. Большинство людей просто не будут пользоваться Big data и даже не поймут, зачем это нужно.

Один из проектов, который мы недавно запустили, позволяет пользователю продавать ненужные дизайнерские вещи. Если у вас, есть сумочка от Gucci и вы хотите ее продать, то в Казахстане у вас есть несколько выходов. Вы можете разместить свое объявление на Olx, Instagram или пойти в ломбард. Приложение становится выходом для таких сделок, когда вы хотите продать одежду или сумочку, которыми когда-то пользовались. По-моему, это отличное решение, которого очень не хватало местному рынку.

- Из ваших слов получается, что технологии не самая лучшая идея для стартапа?

- Дело не в этом. Просто нужно смотреть на потребности рынка. Лучше сконцентрироваться на том, что действительно важно, а не просто стремится к тому, чтобы поставить отметку в своем резюме напротив графы «технологии». Мне кажется, лучше сконцентрироваться на построении бизнеса и как понять, как такой бизнес можно коммерциализировать.

На мой взгляд, ИТ-направление в Казахстане уверенно набирает обороты, но мало кто задумывается о бизнес составляющей. Стартапы просто создают продукт, а потом оглядываются по сторонам и спрашивают: «Кто хочет купить наш продукт?». Таким компаниям параллельно нужно настраивать каналы продаж, дистрибуцию и маркетинг, а они хотят стать безубыточными в течение года и привлечь инвестиции. Такие компании просто хотят денег, а не строить успешный бизнес.

- А в чем особенности местного рынка?

- Среди казахстанских стартапов я часто замечаю, что предприниматели стремятся на рынки США или в Кремниевую долину, для того, чтобы набраться идей. Но так это не работает. Ты не можешь просто переложить иностранную систему, и применить ее в Казахстане, где другая культура и менталитет. Например, в США есть стартап, который подбирает музыку под ваше любимое вино. Давайте будет честны, никто не заинтересуется такими разработками в Казахстане.

Главное, что рынок отличается. Взять в пример тот же Сингапур. Если в США стартапы открывают бывшие сотрудники Yahoo или Google и вся команда держится только на них, то в Сингапуре все зависит от команды в целом. Думаю, что в Казахстане примерно такая же ситуация.

- С чего начать стартапу строить свой бизнес?

- Мне кажется, прежде всего, нужно обратить внимание на требования рынка. Также нужно спросить себя, зачем я создаю этот бизнес. Если, скажем, я артист и хочу открыть профильный магазин, то мотивация у моего бизнес будет совсем иной. Вот вам пример. Есть двое людей: ресторатор и шеф-повар, который владеет рестораном. У них обоих будет разный взгляд на то, как вести бизнес. Первый будет думать о том, как вернуть вложенные средства. Второй - думать о том, как создавать лучшие блюда и сделать так, чтобы гости наслаждались едой.

- Может, есть какие-то примеры…

- Да, посмотрите на Airbnb. Создатели этой платформы просто много и часто путешествовали, попутно тестируя разные места для ночевок, а потом у них родилась идея. Уверен, что никто из них не сказал: «Эй, давайте создадим миллиардный бизнес и будем ежегодно расти».

Нужно определиться, зачем вы открываете свое дело. Этот вопрос дает больше осознанности. Множество стартапов видят потребности рынка, создают решение и пытаются вывести его на рынок. Сэм Альтман, президент Y Combinator как-то сказал, что лучшие стартапы сначала создают отличный продукт, а потом думают, как можно заработать.

Если у тебя есть стремление сделать бизнес, то во время трудностей ты просто подумаешь, что, наверное, так и должно быть и двигаешься дальше. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть заработать, но если у тебя нет мотивации, то при первых сложностях ты забросишь начатое.



04 ДЕКАБРЯ 2018

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: VGovorkova@dar.kz
Телефон: +7 701 888 16 27

E-mail: ONikolayeva@dar.kz

Телефон: +7 777 333 20 33
Соцсети: Facebook | Instagram
darlab.kz
Made on
Tilda