Цепи поставок: как цифровизация меняет логистику
Камиль Каримов (GLOTUS) о том, какие проблемы существуют в отрасли
Цепи поставок: как цифровизация меняет логистику

Камиль Каримов (GLOTUS) о том, какие проблемы существуют в отрасли

В конце прошлого года все страны-участницы ЕАЭС утвердили «Основные направления цифровой повестки Евразийского экономического союза». Документ определяет четыре сферы цифровой трансформации пяти государств и направлен не только на формирование общих рынков, но и их цифровизацию. Одним из основных направлений стала логистика. Оказалось, проблемы в транспортной отрасли, тесно связаны с тем, как развивается национальная экономика и что происходит на политической арене. Камиль Каримов, глава транспортной компании GLOTUS, рассказал, чего ждать от цифровизации логистики и чем осложнена работа отрасли.

- Сейчас все страны «евразийской пятерки» стремятся к цифровой экономике. Что это значит для компаний в сфере логистики? Каких улучшений ждать?

- Если говорить про Казахстан, то первое, на что нам можно рассчитывать, это выход из тени, так как в подавляющем большинстве рынок серый. Например, в России есть хорошая инициатива. Там ввели электронную товаротранспортную накладную, которая позволит выйти из тени огромной части рынка. По моим подсчетам до 50% перевозок в Казахстане происходит по серой схеме. В России с этим сложней, там ведь фискальная политика, а фискальные органы безжалостны к компаниям. Так что если такая инициатива зайдет и к нам, то многих игроков рынка эта ситуация уровняет.

- У нас такой большой процент серого рынка?

- Проблема в том, что у нас сложно что-то посчитать, так как нет открытых статданных и очень крупных игроков, использую информацию от которых, мы могли бы на что-то ориентироваться. Более-менее открытый игрок на рынке это «Казпочта», но и от них нет ежеквартальных отчетов, которые бы показывали динамику рынка. Так что картину мы видим исходя из данных от смежных областей. Например, когда Lamoda публикует свои отчеты или Forbes публикует данные. Так что выход из тени – это то, чего стоит ждать рынку после цифровизации в первую очередь.

Кроме того, логистика у нас аналоговая. Это то, о чем я всегда говорю. Если говорить про цифровизацию, то это, в первую очередь, про эффективность. Там, где данные не хранятся в централизованном и легком доступе, об эффективности говорить не приходится.

Третий момент – уберизация. Хайп по самому термину уже прошел, но уберизация поможет найти очень правильный и понятный подход к оперированию транспортом или емкостями для загрузок.

- Можем ли мы переложить западный опыта на местный рынок? Какие примеры из мирового опыта целесообразно учитывать в Казахстане?

- Мне кажется неправильно брать какую-то модель и как лекало копировать ее для местного рынка. Логистика это объемная дисциплина, где есть и транспортная логистика, и складская. В каждой отрасли можно перенять опыт какой-то из стран. Например, США, России или Европы.

В области железнодорожных перевозок, в той же России РЖД достаточно властная структура, которая имеет сильно защищенные интересы во многих отраслях. При этом, у РЖД есть «РЖД-логистика», который является государственным оператором на конкурентном рынке. Тут задача государственного управления выбрать политику, которая будет максимально отвечать интересам всех игроков рынка.

- Уже есть какие-то шаги в направлении цифровизации?

- Мы сейчас хорошо продвинулись в вопросах электронного декларирования. Долгое время эту функцию тестировали и вывели на рынок. Это здорово экономит время и средства клиентов. Единственной проблемой остается закрытая статистика. Есть те, кто за то, чтобы открыть такие данные, есть и те, кто против. Моя позиция как раз против, потому что мы верим только сухим статданным, которые таможня публикует через статагенство, а реальных цифр не видим. Таможни ЕАЭС очень интегрированы между собой. Например, вы завозите сумочки по $2, а кто-то в России завозит такие же сумочки по $4, то таможня вас будет корректировать под среднюю стоимость.

- Если поделить логистику на области, чем осложнена работа каждой из них?

- Железные дороги мы не берем в расчет, так как здесь от тебя ничего не зависит и ты подстраиваешься под монополиста. Автомобильные перевозки у нас осложнены тем, кто в стране маленький и устаревший парк. На рынке действуют заградительные меры для импорта дешевых грузовиков, а завод, который выпускает местные траки по 50 штук в год, продает их по хорошим таким ценам. Достаточно выехать на трассу и посмотреть, какие грузовики есть на дороге. Если на рынке появится иностранный оператор с парком в 500 единиц машин, то он станет маркетмэйкером.

- То есть, пока таких нет?

- В странах Прибалтики масса компаний, у которых парк насчитывает 5 тыс. машин. В той же Литве с населением в полтора-два миллиона есть компании с огромных парком. Чтобы вы понимали, в Казахстане, если у тебя больше 150 машин, то это считается очень крупной компанией.

В Европе есть специализированные порталы, которые предлагают поддержанную технику в лизинг, но там само значение слова «поддержанная» отличается от того, что вкладываем в него мы. Там, например, грузовик отъездил 200 тыс. км и машину отдают в автосалон по программе trade-in и берут новый, скажем, за 500 евро взнос в месяц. За счет этого предприниматели и могут позволить себе большой автопарк. У нас в ближайшей перспективе такого не предвидеться.

- Прибалтика в целом хорошо расположена…

- Да, эти страны хорошо используют свои расположение. Кроме того, эти страны являются перевалочной базой между Европой и странами бывшего союза. Но Казахстан точно также хорошо расположен. Через нас проходят кратчайшие автомобильные пути до Европы и у нас хорошие дороги. Качество дорого у нас лучше, чем в России. Я имею ввиду трассы. Единственный минус это то, что у нас дороги не чистят и зима для нас это время сервисов.

- А как внешние факторы сказываются на отрасли?

- На самом деле политика очень сильно затрагивает логистику. Мне кажется все предприниматели, которые занимаются логистикой, должны учитывать политические факторы. Мы также находимся в условиях секционного давления. Логистика это не только про перемещение грузов, она затрагивает множество граней: погрузку, управление запасами, хранение. Логистика это дисциплина на стыке других дисциплин. Мы немного юристы, немного налоговики, а иногда и психологи. Любое торговое соглашение так или иначе затрагивает логистику.

- Как скоро можно ожидать ощутимые результаты от цифровизации? Это годы или десятилетия?

- Сложно сказать. Краев то этому не видно. Финансовый сектор обещали цифровизировать за 5-10 лет. Кажется, прошло уже больше 15 лет. Решая одну проблему, бизнесмены понимают, что нужно решить другую или нужно еще что-то улучить. У нас нет крупных игроков, чтобы мы могли на него ориентироваться и он был бы нашим форватором.

Если брать наш пример, то мы приобретаем те решения, которые дают быстрый эффект, то есть год-полтора. В Европе есть компании, которые закладывают в R&D срок на 3-5 лет, но у нас нет такого горизонта планирования.
04 ДЕКАБРЯ 2018

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: VGovorkova@dar.kz
Телефон: +7 701 888 16 27

E-mail: ONikolayeva@dar.kz

Телефон: +7 777 333 20 33
Соцсети: Facebook | Instagram
darlab.kz
Made on
Tilda